Новостная лента Анекдоты Госзакупки в лицах Маразм Прочее

Скоро новый 2006 год... Что он нам готовит? Так как сайт в принципе направлен на подачу информации о госзакупках в неформальном виде, то и получайте ниженаписанное:


назад в раздел статьи

Cносит крышу, рвет резьбу... (часть I)
(о законе № 94-ФЗ от 21.07.2005 г.)


"Что ж вы сволочи делаете, вы же пьяные все!"
©"Операция с Новым годом!"


С момента реинкарнации госзакупок в РФ все недостатки, несостыковки законодательства в области госзакупок служили либо причиной неправильного размещения заказа «по неграмотности» либо способом дополнительного стимулирования ряда госчиновников «по грамотности». Много было обсуждений, что не прописано, что упущено, что просто плохо. И ессесно рано или поздно стали появляться новые законопроекты. Со времен лохматого 2000 года (да и до него), то и дело новостилось о том, что вот-вот, завтра-послезавтра будет новый закон, создана очередная высокая комиссия, то да-се. Сразу оговоримся – мы не собираемся писать роман "Как принимался закон", поэтому по принятию закона проедусь вкратце. Итак, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается... Короче до конца 2004 года только безумные оптимисты могли думать, что появиться новый закон. Шутка ли - к 97-ФЗ до сих пор нет вообще никаких серьезных комментов, а в комментах к ГК о госзакупках кажется чуть ли не совсем забыли. И не смотря на всю это, к 2005 году уже в большинстве мест закон соблюдался, повысилась активность поставщиков по отстаиванию своих прав, все больше и больше заказчиков отказывались от конкурсов под кого-то конкретного (то ли набили шишек в судах и проверках, то ли поняли, что помимо отката неплохо бы еще и дело сделать, а откатить может любой). Даже те моменты, которые законом не были прописаны постепенно входили в обычай делового оборота.
А в 2004 году свершилась одна весьма интересная вещь - где-то под конец года России прозрачно намекнули, что если не откроем свой рынок госзакупок нерезидентам, то не видать нам вступления в ВТО, как своих ушей. Не всем сразу, но стало ясно - новому закону быть. Ура? Ура! Ведь наивные граждане от прокьюремента (с новым законом "граждане не от мира сего") думали, что в новом законе будут учтены все косяки и пробелы прежнего законодательства и накопленный с 1997 года практический опыт. Конечно, первый вариант, что вошел в "Думу" (отныне только в кавычках) был далек от совершенства, но все-таки, все-таки это было уже по крайней мере не хуже ранее существовавшей НПА, а новые косяки можно было бы опять разрешать деловым оборотом. Кстати веселая получилась ситуация с законопроектом - один депутат начал свое выступление со слов "А зачем нам этот закон нужен? вообще что это такое госзакупки?" No comments, одни emotions.
Ну а потом... как в пословице суп с котом... второе чтение все откладывалось, да откладывалось - все уже решили, что в 2005 году закон опять не будет принят... И тут как гром среди ясного неба - совещание вверхах с ДСПшным приложением, что и в какие сроки срочно доработать и запустить. Результат - за две недели появился абсолютно новый закон, который "Думаки" и приняли. Причем так быстро приняли (3 дня), что практически никто и не успел среагировать на это. А что им оставалось делать? Лето, 3 дня до окончания весенней сессии, сверху нажимают, дачи, машины, квартиры ухода требуют, девочки же опять с Тверской сосредоточиться не дают... А тут еще и алкогольный закончик новый принять надо - денюшка то уже уплочена... Ну короче, не до чтения было закона о каких-то там госзакупках... Дай то боги справочку какую посмотрели и то уже хорошо... И получили все на выходе из "Думы" новый будующий Х.., сорри ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ или же Конкретно Антимонопольная Лажа).
Ну ладно, думаем, хоть СовФед КАЛ завалит - отправит на доработку... Как-никак у регионов и муниципалов всю власть отнимают, неужто не воспротивятся... Но и в СовФед темку не просек (то ли регионы опять тормозили, то ли кто-то напомнил губернаторам, кто дома хозяин). Короче в СовФеде просто просрали КАЛ (каламбурчик однако ;)). Ну а уж совсем наверху и так понятно было, что закон пройдет.
Как только закон приняли сразу «поднялся плач великий по земле русской». Регионы зашевелились – КАЛ мол Конституцию нарушает, федералы совсем оборзели, у нас тут такие крутые системы закупок отлажены, что прям любо дорого посмотреть. Конечно вопли понятно, но вопрос: г-да умные регионалы, что же Вы посылали в «Думу» таких умных депутатов, как к примеру вышеуказанный??? Вы чем голосовали ась? Головой? Не-а - вот и получайте продукт жизнедеятельности своих избиранцев.
Да и федералы тоже молодцы. Что в МЭРТе совсем не секли информацию, что с законом происходит? Ладно, отдел госзакупок предположим весь как обычно был занят согласованием единственных источников и закрытых конкурсов, но позвольте, а куда смотрел Институт макроэкономических исследований при МЭРТ? Что во время принятия закона делали его «гуру от госзакупок» Смирнов и Нестерович? Извините не понимаю… Ладно, лето наверно все в отпусках на дачах были… Ох уж эти дачи, ох уж это частное собственничество. Хорошо, а куда смотрели наши доблестные два витязя, що бьются за звание главнейших учебных центров страны по госзакупкам – ГУ-ВШЭ и РАГС???? А эта как там ее система 23 региональных центров обучения по госзакупкам? Че тоже в отпусках? Все поголовно??? Если так, то хороши наши учебные заведения, что в начале июля в отпусках уже… Кто дальше? Да Лазуткинская ассоциация… Они же созданы «…для содействия системе», так рвутся на все проверки и в аналитику, так почему же молчали? Или у поставщиков тоже отпуск? А ведь они должны были понимать, что закон порушит все правила, побеждать станут ООО «Ромашка» а не квалифицированные поставщики. Все хватит искать виновных… Виноват не конкретный Вася Пупкин или Ася Бякина… Мы все, дружно просрали этот закон, за что всей страной и будем рассчитываться.

"Мы его строили, строили и наконец... построили"
© Чебурашка


Ну не получилось в кратце у меня о принятии закона – «ну не шмогла я, не шмогла». J Ладно хватит общеобсирательных слов, глянем что же в результате наш 94-ФЗ из себя представляет. Если 305 носит псевдоантикоррупционный характер, 97-ФЗ - явно антипоставщиковый и коррупционнорегламентирующий, то КАЛ - антизаказчиковый, антикоррупционный, поставщиковый закон, а также, как правильно отметил В.И.Смирнов закон антинаучен и антипрактичен...
Итак по прочтению КАЛа можно сделать несколько выводов:
- поставщикам мона все, заказчики не могут ничего,
- процедуры торгов есть, но провести торги анмазебл, хотя вру... провести торги может... ФНС (ток у них есть возможность заполучить до 90% необходимой для проверки инфы, так как вся эта инфа стекается к ним)
- законодателям и ФАСовцам надо дать медаль "За укрепление идиотизма" I-ой степени и Крест "За нефиговый креативный подход к развалу экономики и государства" с мечами и брильянтами, дубовыми листьями аксельбантами и прочая прочая...
- те кто собирал последний вариант КАЛа действовали по принципу Тани Булановой: «Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила».
Не буду рассматривать далее закон с точки зрения поставщиков - отдельная это тема, хотя и они должны понимать, что новый закон, благодаря тому, что сделал размещение заказов для заказчиков практически невозможным сделал и медвежью услугу и корпоративному сектору.
Вроде бы кажется по первому взгляду, что КАЛ довольно таки понятен, четко регламентирован, направлен на развитие электронных процедур, защиту прав сторон и т.д. и т.п. Но при лишь незначительно более внимательном прочтении становиться ясно, что теперь заказчики не имеют права:
- требовать от поставщиков подтверждения соответствия требованиям законодательства (заметьте не заказчика, что приводило к выбору своих поставщиков, а законодательства, т.е. того, что закреплено ЗАКОНОМ и по этому ну никак не может ставить участников размещения заказов в неравное положение);
- переносить сроки вскрытия конвертов с заявками и ряда других процедур (а что, если Президент быстренько подпишет какой-нить день выходным – это что «обстоятельства непреодолимой силы»?);
- отказываться от проведения конкурса в случае если становиться известным, что финансирования по контрактам выделено не будет;
- устанавливать такие критерии оценки как дизайн, квалификация, наличие трудовых ресурсов, да и вообще в КАЛе закрытый перечень критериев «на все случаи жизни»;
- проводить оценку заявок на конкурс более чем 20 дней вне зависимости от количества заявок;
- изменять цену контракта по товарам вне зависимости от причин;
- изменять цену контракта по услугам и работам более чем на 5%;
- проверять до определения победителя, кто участвует в аукционе в электронной форме.
Как понятно это только верхушка айсберга, всем кто хоть чуть прикасался к проблеме правоприменимости закона есть, что сказать тут еще на страницу, не меньше. И это без анализа и объяснений.
Пройдемся вкратце по процедурам:
КОНКУРСЫ.
Как проверять соответствие участников размещения заказа требованиям, если почти ничего требовать нельзя в подтверждение этого (уже не говорим об иностранных поставщиках) не ясно. Вроде как указано, что налоговики обязаны предоставлять такую информацию в срок до 10 дней… То есть если запрос послали не прямо в день вскрытия заявок, то можем не успеть получить инфу? Далее нигде нет (хоть об этом постоянно и говориться), что налоговики поняли что они должны делать в связи с новым законом. Хотя есть такое устойчивое впечатление, что они просто слышать не слыхивали о том, что всю эту работу делать им. – документа в развитие закона по этому поводу нет, а уж декабрь на носу.
Сроки и процедуры, установленные законом (за 20 дней нельзя изменять КД, за 15 отказываться от конкурса, за 5 последний раз отвечаем на запросы на разъяснения, имеем право только на вскрытии конвертов получать разъяснения от поставщиков….. А ЕСЛИ ИХ В ЗАЛЕ НЕТ???????) фактически требуют, чтобы до официального опубликования извещения и КД все было настолько вылизано, чтобы даже имбицил-олигофрен с Марса все понял и идеально заполнил заявку (хм.. а как же насчет расхожей аксиомы, что идеальных заявок не существует?).
Критерии оценки и обязательность начальной цены приводят просто в замешательство, а с учетом того, что залог денежных средств неправомочен (см. ст. 29 КАЛа – там обеспечение исполнения контракта четко названо «залог денежных средств», так что ясно юристов при составлении КАЛа не гуляло вообще…. Что в «Думе» если нет депутатов юристов, было сложно обратиться в Аппарат?), короче все это дает такой результат:
Проведение «финансовых», подрядных, в частности автостроительных, а также множества других видов конкурсов невозможно практически. Единственный вариант – проводить конкурсы на месяц-квартал, а потом все заново. СПАСИБО ДУМАКИ! Мало нам геморроя, так еще и Вы помогли…
АУКЦИОНЫ.
Вообще обнять и плакать. Мало того геморра, что остался от конкурсов, так вот Вам на закуску – на рассмотрение заявок на участие в аукционе дается 5 дней…, а налоговикам на ответ 10!!!!!!!!! Ау, люди, человеки чем вы думали когда такое пропускали, голосовали???? То есть, если при проведении аукциона заявка будет подана в последний день, то она точно не будет проверена на соответствие требованиям к участникам торгов. А кто за это вину нести будет – прально аукционная комиссия, заказчик – ибо сия ответственность (за проверку) лежит на них. Тут такое начнется… Знаете откуда взяток налоговики станут получать? Прально, от гос и муниципальных Заказчиков, чтобы налоговики проверили по блату, вне очереди )))))) Нда, вот над нами поглумились то нехило…
Сама процедура аукциона тоже песня. Кто-нибудь скажет мне что делает там комиссия? Пиво пьет или что? Там (на аукционе) она вообще отсутствует как орган… Зато кто-то должен вести этот аукцион, стучать молоточком с какой-то периодичностью, все сидят с калькуляторами и считают скок стоит щаз шаг аукциона и т.д.
Как определить, кто первый понизил цену, если руки подняли одновременно? Фотофинишем? Скачки мадам J Каким образом вообще торговаться если вы допустили участие в аукционе в Эл.форме? Кто несет ответственность за обрыв связи, за лаги, вы хоть понимаете, что участник аукциона во Владивостоке, все равно будет постоянно опаздывать. Конечно это решаемо все, но зачем нам это?
Так, упомянул об электронке. ГДЕ ЭЦП МАТЬ ВАШУ!!!! Сколько лет уже можно кормить баснями об электронной цифровой подписи, но не сделать всего-то один засранный удостоверяющий центр???? Сколько денег на это уже положили 50,100,150 лимонов???? По моему около 150… Да блин Вам кто угодно скажет, что УЦ можно реально сваять за лимов 40-60. Так нет же, Минсвязи должно кормить свою дитятку ФГУП «НИИ ВОСХОД»… Да Восходу эти деньги с его-то оборотами вообще не нужны. А вот УЦ делать почему-то не хотят…
АУКЦИОН в электронной форме.
Не я конечно все понимаю, но может быть какой-нибудь предел издевательствам над заказчиками или нет? Придумали блин…
А) Никаких заявок нет, никакой проверки соответствию участника требованиям законодательства нет;
Б) Без ЭЦП любые торги в инете не имеют никакой юридической силы;
В) Не установлен минимальный шаг аукциона в Эл.форме, следовательно кто угодно затянет аукцион хоть до второго пришествия Христа.
ДИАГНОЗ: Бежать от таких аукционов в электронной форме. МАСТ ДАЙ! Афтор выпей йаду!!!
КОТИРОВКИ.
Вроде бы все ок, да вот только ед.критерий – цена, да и требований к котировочной заявки прописано мало, что приводит к разночтениям, а следовательно тут собаку и зароют…
Ах да, совсем забыл. Есть кто-нибудь в стране, кто даст ОФИЦИАЛЬНОЕ определение, что такое ОДНОИМЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ?

Ладно, утомились небось? На этот раз хватит, остальные способы размещения заказа рассмотрим в следующий раз.


ЗЫ. Последнее на сегодня.... Помните, что основной причиной 94-ФЗ явилось желание вступить в ВТО? Так вот... Греф то заявил, что раньше 2007 года нам это не светит, а не как планировалось до конца 2005.... Так куда все неслись?

КОНЕЦ ЧАСТИ 1.
Прим. Любое воспроизведение всего этого текста или его части разрешено, но не рекомендуется, так как может быть воспринято, как непатриотичные действия, направленные на подрыв конституционного строя РФ :) Весь текст полностью не будет выложен (нет, часть II обязательно будет положена, но поверьте мы явно не сможем, да и не захотим наверно давать все что написано в данной статье, так как ну просто у нас вариантов 20-25 уже этого текста....
ЗЫ. Пасиб Varhoky (ака МсGregor) за то, что накидал более половины текста, Аланкиру и Бесу - сами того не зная подсказали пару идей... От Varhoka отдельное спасибо Великому Ксючу, бо «человек, кто серьезно пытается вывернуть это дерьмо наизнанку, чтоб хоть как-то конкурсы проводить стало можно»
v.1.4 (Изм. по сравнению с v.1.3)
Все порезано на фик, ибо иначе этот текст увидел бы свет к полугоду существования Фаннитендерс
v.1.3 (Изм. по сравнению с v.1.2)
Убраны практически все разборы косяков, бо Varhok «задолбался ловить косяк за косяком, так не долго и с катушек сойти»
Также убран недоделанный анализ процедур размещения заказов, т.к. решено постепенно выдавать отдельными файлами. Вернули еще обратно КАЛ вместо Самшита
v.1.2 (Изм. по сравнению с v.1.1):
Везде замено название "Конкретно-антипрокьерементовская лажа" на "Самшит",
Убраны откровенно идиоматические выражения
Смягчено большинство неидеоматических выражений оскорбительного характера
Убран анализ ряда моментов 94-ФЗ, так как культурного выражения эмоций не получалось и д.р.)
Добавлено до чертей упоминаний новых косяков
v.1.1. (Изм. по сравнению с v.1.0):
Добавлен разбор 3 косяков при проведении торгов
Заменено большинство эпитетов к 94-ФЗ на "КАЛ" (Конкретно-антипрокьерементовская лажа),
Убрана поэтическая часть (как собственная, так и Губермановская, как несоответсвующая общему стилю),
Вырезаны на фикк ссылки на конкретные фамилии (истчо судебных разбирательств мне не хватало :)), а так же памфлет "Что такое ФАС или кто виноват в том, что в кране опять-таки нет воды)
ну и так... по мелочи)


 

назад в раздел статьи

Hosted by uCoz